Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В отечественных программах реабилитации основным
направлением работы является коррекция аффективной сферы, эмоциональное тонизирование
ребенка. Отечественные специалисты достаточно отрицательно относятся к АВА-терапии, среди
них М.М. Либлинг [Либлинг М.М. 2014].
Таким образом, несмотря на разработанность коррекционных программ для детей с РАС,
включая зарубежные программы на основе вовлечения детей в игровую деятельность и
межличностную коммуникацию, среди отечественных специалистов нет единства в оценке этих
3
программ: одни принимают богатый и успешный опыт зарубежных психологов в коррекции РАС
[Высягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. 2018], другие российские специалисты выступают с
резкой критикой [Либлинг М.М. 2014]. Отсутствие однозначности в оценках этих программ
ограничивают возможность их эффективного использованиях на практике в условиях дошкольных
образовательных учреждений, где проводится образование и воспитание детей с расстройством
аутистического спектра.
Все это определяет актуальность вопроса специфики игровой деятельности детей
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, ее развития и использования
методов коррекции РАС на основе вовлечения детей в игровую деятельность.
В результате анализа теоретических источников по проблеме исследования, а также
зафиксированного опыта коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с
расстройством аутистического спектра обнаруживается ряд противоречий:
между недостаточным уровнем сформированности навыков игровой деятельности
у детей с расстройством аутистического спектра и значимостью этой деятельности для
гармоничного развития детей, а также успешностью процесса интеграции в образовательное
пространство и социум;
между зафиксированным фактом несовершенства игровой деятельности у детей с
расстройством аутистического спектра и недостаточным освещением этого вопроса в научнометодической литературе;
между недостаточностью методического обеспечения коррекционнопсихологической работы, направленной на развитие игровой деятельности у детей с
расстройством аутистического спектра, и практической востребованностью такого обеспечения,
которое бы базировалось на результатах изучения специфики игровой деятельности детей
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Указанные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в
изучении специфики игровой деятельности детей дошкольного возраста с расстройством
аутистического спектра.
Цель исследования заключается в выявлении специфических черт игровой деятельности
детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с
расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику исследования игровой деятельности детей с аутистическим
спектром расстройств.
4
3. Повести клинико-психологическое изучение игровой деятельности детей дошкольного
возраста с расстройством аутистического спектра.
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности игровой деятельности детей с нарушениями психического развития
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Важнейшей
деятельностью дошкольника является игра. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив
которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Среди отечественных
исследователей феномена игры следует выделить Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблем
игры, не выдвигал бы свей точки зрения на её природу и значение.
Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена
специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для
коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности,
замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний.
Задержка психического развития –нарушение нормального темпа психического развития,
когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая
сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В работах Е.К. Ивановой свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей с
нарушением психического развития отличается от игры их здоровых сверстников. У дошкольников
с нарушением психического развития с опозданием и с трудом формируются так называемые
высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д.
Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Наряду с общим
недоразвитием эмоциональной жизни у детей с нарушением психического развития можно
иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств. Иногда дошкольники с нарушением
психического развития высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не
свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к 87 людям, нежелание двигаться,
действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Преобладающие и
господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или
5
иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие,
жизнерадостность, легкомыслие и т.д.).
Часто у детей дошкольного возраста с нарушением психического развития слабо выражена
игровая мотивация. Они часто «не хотят» играть. У них ярко выражена манипулятивная
деятельность с предметами, но игровой замысел может отсутствовать.
То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не
выстраивает сюжета игры. У детей наблюдаются трудности в формировании образовпредставлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из
привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Игры оказывают
большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить
на два этапа развития целостного восприятия:
1.Узнавание, здесь дети с нарушением психического развития испытывают трудности;
2.Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет,
величину, наличие и соотношение частей и др.). Для развития детей с нарушением психического
развития нужны игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без
руководящей роли взрослого, его примера и активного участия.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей.
При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере
других детей или взрослых. Развитие замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом
связано с общим умственным развитием ребенка, а также с наличием у ребенка определенных
знаний, представлений об окружающем мире.
С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у
таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного
развития высших психических функций. Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо
организовать поэтапную работу.
Нужно дать ребенку представление о содержании игры, четко рассказать правила и его
роль.
1.2 Анализ понятия аутизм
Аутизм — это психическое расстройство, основные симптомы — это нарушение
социальных взаимодействий и расстройства в эмоциональной сфере. Когнитивные способности
при аутизме могут быть снижены или сохранены — все зависит от формы заболевания, степени
6
его тяжести. К характерным признакам заболевания относят склонность к стереотипным
движениям, задержку речевого развития или необычное использование слов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Проблемы психологической диагностики детей,
больных эпилепсией // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 4. № 2. С. 20–24.
2. Беттельгейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождения Я. – 2-е изд. – Москва:
Акад. проект, 2017. – 484 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. – 3-е изд. – М.:
МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2016. – 349 с.
4. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 236 с.
5. Валитова И.Е. Специальная психология. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 481 с.
6. Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты
реабилитации детей с расстройством аутистичсекого спектра в условиях дошкольного
образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2 (30). – С. 92-101.
7. Заваденко Н.Н, Н.Л. Печатникова Н.Л., Н.В. Симашкова Н.В, Заваденко А.Н., Орлова
К.А. Неврологические нарушения у детей с аутизмом // Российский вестник перинатологии и
педиатрии. – 2015. – № 2. – С. 14-21.
8. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч.
тр. – Москва: НИИ общ. педагогики, 2016. – 155 с.
9. Запорожец А.В. Психология действия: Избр. психол. тр. – М.: Моск. психол.-соц. инт; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 731 с.
10. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 2018. – 94 с.
11. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетов
игр малышей. – Москва: Просвещение, 2007. – 111 с.
12. Зворыгина Е.В. Я играю!: пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд. –
Москва: Просвещение, 2016. – 111 с.
13. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина: Ленингр. отделение, 1981. – 190 с
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ.
высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 208 с.
15. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 2019. – 208 с.
16. Киселев Ю.Я. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения //
Практические занятия по психологии / под ред. А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 120 с.
17. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей: методические рекомендации. – Нижний
Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. – 21 с.
7
18. Лайшева О.А. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации. – Москва: Sport, 2017. –
106 с.
19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма:
начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
20. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – Москва:
Смысл, 2019. – 422 с.
21. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА-терапии // Альманах Института
коррекционной педагогики. – 2014. – № 20. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah20/desjat-argumentov-protiv-aba-terapii. – Дата обращения: 26.06.2019.
22. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Москва: Питер, 2016. – 287 с.
23. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории
и практике воспитания. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2017. – Ч. 9:
Дополнения к 1-8 частям: различные авторские и документальные материалы, относящиеся к
советскому и дореволюционному (1917 г.) периодам жизни и деятельности А. С. Макаренко, 1888-
1939 гг. – 2017. – 398 с.
24. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2017. – 288 с.